02.12.2018

Земельный налог в Санкт-Петербурге

Реалии современной России таковы, что наполняемость бюджетов разных уровней за счет налоговых поступлений оставляет желать много лучшего. И это несмотря на то, что за правильной уплатой налогов и сборов надзирает огромное количество государственных органов, в первую очередь Федеральная налоговая служба. Действующим законодательством предусмотрены различные рычаги обеспечения налоговых поступлений, однако практика показывает, что далеко не все из них используются.
На заседании правительства Санкт-Петербурга губернатором А.Д. Бегловым проект бюджета города на 2019 г. был подвергнут достаточно острой критике. И все основания к этому имеются, так как запланированный дефицит бюджета составит 9 %. А цифра эта довольно-таки высокая.
Выступая на «Ежегодном Инвестиционном форуме» 11 ноября Беглов определил курс на широкое привлечение инвесторов. Ясное дело, что дефицит бюджета необходимо ликвидировать всеми доступными средствами, либо хоть как-то минимизировать. Да, инвесторы могу обеспечить рост казны города, но важно не забывать и о традиционных источниках поступления доходов региона. Налоги и сборы регионального уровня могут, в идеале, неплохо пополнять казну, но здесь придется столкнуться с рядом проблем. В частности, это касается земельного налога. В 2017 году его общий размер составил 5.6 миллиарда рублей, в 2019 году запланировано собрать уже 5.8 миллиардов. Несмотря на кажущуюся внушительность, сумма земельного налога это всего лишь 1 % доходной части бюджета Санкт-Петербурга. А потенциально город мог бы иметь гораздо большую прибыль. В ряде западных стран удельный вес земельного налога в структуре доходов местных бюджетов достигает 75 и более процентов. Для сравнения, в Германии и Франции это 75 % дохода регионов, в Канаде – 81 %, в ряде штатов США – до 95 %. Согласитесь, контраст огромный. И уж кому, как не нашей стране, занимающей, как известно, 1/6 часть суши, не обеспечивать себя за счет земельного налога. Однако, перефразируя Гоголя, можно утверждать: «В России две беды – дураки и налоги».
В настоящее время ставка земельного налога составляет 0.3 % для жилья и 1.5 % для земель сельскохозяйственного назначения. Для сравнения, в Испании ставка налога варьируется от 0,3% до 1,2 %, Германия – 1,2%, США – 1%-3%.
В Санкт-Петербурге в настоящее время боле 37 тысяч гектар земель находятся в частной собственности. Напрашивается вывод – чтобы ликвидировать дефицит бюджета, необходимо поднять налоги, в том числе и на землю. Пусть даже и незначительное увеличение налога может дать отличный профит. Согласно ст. 387 Налогового кодекса РФ (часть 2) власти городов федерального значения, в том числе и Санкт-Петербурга вправе осуществлять регулирование ставки земельного налога по своему усмотрению. Однако не всё так гладко. Вспомните, какой общественный резонанс вызвала недавняя пенсионная реформа. Вряд ли власти пойдут сейчас на продолжение непопулярных мер с учетом количества собственников земли. С другой стороны, увеличение сумм собираемых налогов вполне возможно и без изменения их ставки. Давайте разберемся, каким образом.
Основным элементом для исчисления налога является налоговая база. В 2018 году в течение всего года ГБУ "Кадастровая оценка" проводилась новая оценка объектов недвижимости и земельных участков, всего более 3 млн. объектов. Однако это существенным образом не повлияло на наполнение доходной части бюджета. При этом по нашим данным оценка было проведена достаточно корректно. Многие объекты недвижимости подорожали, тому есть и объективные причины. Последняя кадастровая оценка проводилась в 2013 году, уровень инфляции с 2013 по 2018 год по данным РОСТАТа составил около 30%, поэтому любой из 3 млн. оцениваемых объектов недвижимости должен был подорожать. С 2013 г., когда проводилась предыдущая оценка, применяемые методики были усовершенствованы. Однако, при увеличении стоимости объектов недвижимости на 30%, мы не видим увеличение доходности бюджетов как минимум на 30%.

Исходя из всего вышеизложенного можно прийти к выводу, что дело не в низких ставках земельного налога, ни в низкой кадастровой стоимости, ни в низкой налоговой базе, а дело в администрировании поступления земельных платежей в бюджеты, в дисциплине налогоплательщиков. А за этим должна следить Федеральная налоговая служба, это ее прямые обязанности. На практике, налоговые органы в первую очередь следят за собираемостью федеральных налогов, а уже затем, как-бы по остаточному принципу – региональных и местных. Конечно, можно подключить к делу правоохранителей – полицию, прокуратуру, Следственный комитет, однако их непосредственной задачей является привлечение к ответственности неплательщиков, никто из них налоги собирать не будет.
Многие объекты недвижимости поставлены на кадастровый учет неверно, с неправильными характеристиками, либо вообще не поставлены на учет, что не позволяет определить истинную кадастровую стоимость этих объектов, и, соответственно, рассчитать налоговую базу. Многие объекты недвижимости возводятся самовольно, практикуется массовый незаконный захват земель, использование земельных участков в нарушение режима разрешенного использования для данной категории земли.
Решить указанные проблемы можно только путем проведения соответствующей, целенаправленной политики, а не разовыми акциями. Необходимо не только упорядочить учет объектов налогообложения, наладить реальное взаимодействие региональных и местных властей, налоговых и правоохранительных органов, но и самое главное – оперативно выявлять нарушителей земельного законодательства и наказывать их, устраняя последствия правонарушений. Уголовный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях предоставляет в этом плане правоохранителям широкие возможности. Так, в уголовном законе содержаться статьи 170 «Регистрация незаконных сделок с недвижимым имуществом», 170.2. «Внесение заведомо ложных сведений в межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карту-план территории», 198 «Уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица - плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов», 199 «Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией - плательщиком страховых взносов». А в Кодексе об административных правонарушениях целая глава посвящена нарушениям в сфере налогов и сборов. И это не говоря уже о санкциях, предусмотренных налоговым законодательством. Таким образом, широкая правовая база для преследования нарушителей налогового законодательства успешно создана.
Думается, что все это позволит увеличить доходность бюджетов от поступления имущественных налогов, с одной стороны, а с другой стороны, сформировать нормальную налоговую базу, устранить нарушения земельного законодательства. На наш взгляд, проведение подобных мероприятий: мониторинг, фиксация нарушений и слаженная работа органов региональной власти и федеральных властей приведет к наполнению бюджета Санкт-Петербурга и увеличению доходности земельного налога в 2 раза.
налог

Возврат к списку